3.2.1.2 Открыть |
Этот
пункт меню позволяет подключиться (создать коннект) к имеющейся базе данных.
Пункт меню становится неактивен после установления коннекта (соединения) с
базой данных. "Быстрая
клавиша" <F3>.
Начиная с версии клиента 4.2.02 окно коннекта будет различаться, в зависимости от того, каким вариантом Вы пользуетесь: однопользовательским или многопользовательским. Рассмотрим их отдельно. Примечание: чтобы продемонстрировать некоторые возможности программы в поставке к ней "прилагается" демо-база, которая находится в папке Database\ (файл demo_db_214_v4.fdb) либо в комплекте с дистрибутивом, либо в каталоге с установленной программой.
1. Однопользовательская (portable) версия Здесь достаточно все просто - необходимо указать путь к базе данных, с которой Вы будете работать, нажав на значок с папкой (в кружочке),
после нажатия которой открывается стандартное виндовое окно диалога выбора файла. Во второй строке указывается имя файла встроенного (embedded) сервера Firebird (подробнее), который все время должен находиться в каталоге с исполняемым файлом вашей программы. Если по каким-то причинам его там не окажется или он будет "не так" переименован, то будет выдано предупреждение
После того, как имя файла БД и клиентской библиотеки окажутся корректными, нажимаем кнопку "ОК" для соединения с базой данных или "Отмена", если передумали. Никаких логинов-паролей встроенный сервер не требует.
2. Многопользовательская (multiuser) версия Окно коннекта здесь может иметь три режима отображения: максимальный, обычный и минимальный. Предоставляет наиболее полные варианты настроек опций коннекта. Будет использован как минимум один раз при первом коннекте к базе (для выставления необходимых параметров). Особенно пригодится при настройке коннекта, если на серверной машине установлено несколько версий сервера Firebird, которые "разведены" по разным портам. Рекомендуется для администраторов сетей и продвинутых пользователей.
показывает или скрывает некоторые из опций, имеет три позиции
позволяет указать номер порта для используемой версии сервера.
Если сервер использует стандартный порт 3050, то достаточно просто пометить чекбокс. Если же ваш сервер использует нестандартный порт (подробнее о конфигурации здесь), то введите его номер, сняв пометку с чекбокса.
Как Вы помните, по типу расположения пользователя у нас может быть "клиент-на-сервере" и "удаленный клиент".
Если Вы работаете на той же машине, где установлен сервер (т.е. Вы - "клиент-на-сервере"), то можете выбрать любой пункт, т.к. Ваши возможности при подключенииничем не будут ограничены. Если же Вы - "удаленный клиент", то выбираете только соответствующий вариант.
Выпадающий список содержит два пункта и определяет, ЧТО будет использоваться в строке подключения (псевдоним базы данных или абсолютный путь к файлу)
При выборе пункта "по псевдониму базы данных" ниже отображается опция "Псевдоним базы данных", который будет описан чуть позже.
При выборе пункта "по имени файла базы данных" будет отображаться уже строка для ввода имени файла.
Эта опция также будет подробно рассмотрена чуть ниже.
Имя сервера опционально может быть либо взято из системных файлов, либо введено вручную. Тот или иной режим зависит от того, помечен ли чекбокс "Показать все имеющиеся в системе серверы" или нет. Если вы ставите поставите "галочку",
то опция "Имя (IP адрес) сервера" примет вид выпадающего списка,
который отображает известные на текущий момент операционной системе серверы (имя сервера или его IP адрес должен указываться в строке подключения, этого требует спецификация РСУБД Firebird). Список берется из файла Hosts, описание и конфигурация которого были подробно приведены здесь (см. "Конфигурация файлов на стороне сервера") и здесь ("Конфигурация файлов на стороне клиента"). Если Вы настроили файл Hosts на своей машине примерно также, как описано тут, то у Вас в списке должен отображаться, как минимум, один указанный Вами сервер и так называемая "виртуальная заглушка" Localhost (если, конечно, Вы не закомментировали его в выше означенном файле).
Если снять пометку с чекбокса, то выпадающий список сменится на поле ввода, где можно будет указать имя сервера или IP адрес вручную
Эта опция также указывает, ЧТО будет указано в строке подключения (псевдоним или путь к файлу БД). При выборе варианта доступа "по псевдониму базы данных" показывается строка для ввода псевдонима (алиаса) базы данных.
Псевдоним(алиас, alias) - это "зашифрованный" вариант пути к файлу базы данных, который указывается при настройке сервера в специальном конфигурационном файле. Подробно этот процесс был описан здесь (см. "Конфигурация файлов на стороне сервера"). Обычному пользователю достаточно узнать псевдоним БД от администратора и ввести в соответствующей строке. Если помните, при настройке сервера мы указали псевдоним для нашей тестовой базы данных. Указываем псевдоним (алиас) в строке ввода
Если Вы не хотите вводить алиас каждый раз, то его можно сохранить в постоянном списке, нажав на кнопку с плюсом справа от строки ввода. При этом, если в списке будет хотя бы один алиас, то автоматически отображается кнопка удаления текущего элемента из постоянного списка.
При выборе варианта доступа "по имени файла базы данных" строка ввода соответственно изменится,
а справа от нее появится значок открытия окна диалога выбора файла. Чтобы не вводить вручную путь к базе данных дважды щелкаем мышью по строке ввода или жмем на значок. В открывшемся окне выбираем файл БД и жмем кнопку "Открыть".
Путь к базе данных будет указан в строке.
Еще раз напомню, что "клиент-на-сервере" может использовать оба способа указания пути к БД, для "удаленного клиента" единственно возможным вариантом будет указание псевдонима базы данных.
Опция определяет, какие права доступа к тем или иным данным Вы будете иметь после подключения. Название группы пользователя в списке соответствует ролям, определенным в базе данных. Подробное описание, что такое "роль", "логин", "пароль" и с чем их едят приведено здесь (см. "Установка пользователей базы данных и их паролей"). На момент выхода версии программы 4.1.XX группы "Гинеколог" и "Дерматовенеролог" недоступны для использования и, возможно, будут задействованы в дальнейших версиях программы. Выбираем группу из списка, которую Вам определил администратор БД и от которой он "вручил" Вам соответствующий логин и пароль.
По умолчанию файл с логинами и паролями содержит 5 пользователей, соответственно по одному на каждую роль. Вы можете самостоятельно добавлять и удалять пользователей, а также назначать им те или иные роли в БД (подробности здесь см. "Установка пользователей базы данных и их паролей"). Вы спросите, для чего введены группы? Они нужны для разграничения прав пользователей в базе данных. Например, пользователь из группы "Администратор" (соответствует роли SYSDBA) может делать с базой данных все, что ему захочется: просматривать любые данные, добавлять/редактировать/удалять любые записи, назначать/отбирать права любому пользователю и т.д. Справедливости ради стоит отметить, что этими же правами будет обладать и владелец базы данных, т.е. тот пользователь, который создал базу данных (или от имени которого база создана) из скрипта при помощи утилит, прилагающихся к серверу (это может быть пользователь, залогинившийся под ролью того же уролога, гинеколога и даже регистратора). Но, дабы не усложнять понимание материала ненужными подробностями, будем считать, что базу данных Вы создаете при помощи нашей программки и на серверной машине. Пользователь из группы "Регистратор" может добавлять и редактировать анкетные данные пациентов, но не может удалять пациентов из БД и просматривать данные визитов пациентов к специалистам. Пользователи "Уролог", "Гинеколог", "Дерматовенеролог" могут все то же, что и "Регистратор", + каждый из них может добавлять/редактировать/удалять данные визитов пациентов на прием, но "видеть" они будут все визиты к врачам своего профиля. Т.е, урологи будут видеть всех, кто приходил к урологам, но не гинекологам и дерматовенерологам. У двух последних ситуация аналогичная. Таком образом, каждый видит только то, что ему положено видеть.
Как уже упоминалась выше, администратором базы данных Вам должны выдаваться логин и пароль соответственно вашей группе (роли). Если вы введете неправильную пару логин-пароль или эта пара не будет соответствовать назначенной ей роли,
то программа выдаст предупреждение,
а потом завершит свою работу и Вам придется запускать ее заново. Опция "Показать пароль" позволяет либо отображать вводимые символы (галочка проставлена), либо маскировать их звездочками (галочка снята), чтобы пароль случайно не подсмотрел сосед Если Вы ввели все данные правильно, жмем на кнопку "ОК" ("быстрая клавиша" <Ctrl>+<Enter>) и начинаем работать с базой данных.
От "максимального" режима отличается отсутствием настроек порта и указания клиентской библиотеки. Администраторам сети и продвинутым пользователям можно использовать его в случае, если на серверной машине установлена только одна версия сервера Firebird. Этот режим будет использован как минимум один раз при первом коннекте к базе (для выставления необходимых параметров).
Все имеющиеся опции описаны выше.
Этот режим характеризуется минимальным указанием числа настроек коннекта и может использоваться большинством пользователей. Позволяет скрыть редко или неиспользуемые опции, что исключает их непреднамеренное изменение неопытным пользователем (ну, или проще говоря, не нагружает усталый моск лишней информацией ). Но! Предварительно, некоторые из скрытых в этом режиме опций (без которых коннект к базе данных будет невозможен) должны быть настроены в другом режиме администратором сети или продвинутым пользователем.
|